Ассоциация Зелёный Парк Ассоциация Зелёный Парк
 
 
 
 
 
 
 

Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом за них наказывать.
Т. Джефферсон       


Технологии » Публикации

ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОЗЕЛЕНИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ЗЕЛЕНЫЙ ПАРК» Д.А.БЕЛОВА НА XI НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ»

Сама тема XI ежегодной научно-практической конференции говорит о наличии значительного количества проблем в области озеленения городов. С сожалением констатирую, что в одиннадцатый раз приходится говорить об одних и тех же проблемах, что является показателем неэффективности работы существующей структуры управления зеленым хозяйством города: межведомственная разобщенность органов власти, отсутствие единой политики в озеленении, слабый государственный и ведомственный контроль. Озеленители города знают об этих проблемах не понаслышке, многие сталкивались с ними воочию. Поэтому возникла идея объединения в своего рода «профсоюз» озеленителей, который позволил бы решать существующие проблемы «изнутри», снизу.
Для реализации этой идеи в 2005 году группой организаций зеленого комплекса была создана Научно-производственная экологическая Ассоциация организаций и профессиональных предприятий озеленительного комплекса «Зеленый парк». К большому сожалению, в прежние годы работа этой структуры не была должным образом организована, что привело к потере необходимых позиций. Вместе с тем, в настоящее время необходимость профессионального объединения организаций, вовлеченных в сферу озеленения города, продолжает быть актуальной.
Поэтому в руководстве Ассоциации были проведены необходимые перемены, позволившие по новому оценить ситуацию и организовать дальнейшую работу по развитию Ассоциации. В настоящее время Ассоциация «набирает обороты», пересматривая свои подходы к пониманию проблем, методам и средствам ведения работы.
Основополагающие позиции создания Ассоциации «Зеленый парк» остались неизменными (объединение усилий и координация деятельности правительственных структур, предприятий различных форм собственности, научных и образовательных учреждений по развитию качественного и конкурентноспособного рынка услуг в сфере благоустройства и озеленения, защита интересов членов Ассоциации на различных уровнях государственного управления, развитие предприятий озеленительного комплекса и т.д.). Указанные принципы были целиком и полностью одобрены и поддержаны Мэром Москвы Ю.М.Лужковым, давшим свое согласие на взаимное сотрудничество в этом направлении. По его поручению сформирован Попечительский Совет Ассоциации, в работе которого принимают участие руководители профильных департаментов и комитетов Правительства Москвы. Председателем совета является Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П.Бирюков. Посредством работы Попечительского Совета Ассоциация осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, а также – выступает посредником в решении конкретных задач при имеющих место межведомственных противоречиях.
На сегодняшний день наиболее актуальными остаются вопросы несовершенства законодательства и нормативно-правовой базы, качества проектной документации, применяемого посадочного материала и растительных грунтов, а также – выполняемых озеленительных работ.
Система проведения конкурсного отбора определенная Федеральным законом № 94-ФЗ никак не способствует улучшению качества выполняемых работ. При определении участников конкурсных торгов:

  • отсутствуют критерии квалификационного отбора,
  • решающим фактором при определении победителя является величина тендерного снижения
  • внедряемая практика аукционов еще более усугубляет эту ситуацию доводя процент снижения до 30 и более.
Все это приводит к тому, что на рынке озеленения появляются фирмы-однодневки, с сомнительной репутацией, которые только за счет откровенной халтуры могут выполнить условия контракта.
Не лучшая ситуация с качеством проектной документации. Мало того, что по существующему законодательству срок получения необходимых согласований растягивается до года, но к этому добавляется крайне низкая квалификация проектных организаций, которые не в состоянии грамотно выполнить и согласовать все проектные задания. В итоге на руки исполнителям попадает недоработанный проект, доводка которого требует отвлечения дополнительных сил и средств.
Аналогично – по используемым в зеленом строительстве материалам: почвогрунтам и посадочному материалу. Рынок Москвы заполнен пиратскими фирмочками, поставляющими в город продукцию низкого качества, что оказывает значительное влияние на конечный результат озеленительных работ, а в итоге – на состояние городских территорий. Тонны торфа, завозимого в Москву в летний период под видом сертифицированного растительного грунта, приводят к тому, что уже в конце сезона так называемые «газоны» больше напоминают лунный пейзаж.
Отсутствие качественного посадочного материала – проблема общегородская. Подмосковные, как и другие российские питомники, в период экономического кризиса оказались в далеко не лучшей ситуации: большие территории в ближнем Подмосковье оказались застроенными, существующие хозяйства - при отсутствии необходимых программ по развитию и финансовых инвестиций – находятся в упадке. В итоге, на сегодняшний день – львиная доля завозимых в город крупномерных саженцев имеет иностранное происхождение (Польша, Дания, Германия и др.), что не соответствует климатическому районированию. Другая сторона этой же проблемы – «отечественный посадочный материал» с запущенных сельхоз полей, лесополос, дачных участков, из под застройки, который не отвечает ни одному из требований ГОСТ.
Подводя итог под вышесказанным, отмечу, что качество выполненных озеленителями объектов всецело зависит от цепочки обозначенных проблем.
Мириться с этой ситуацией дальше – мы не намерены. Поставить этот рынок на цивилизованные рельсы – наша задача.
Проблема качества растительных почвогрунтов была обозначена более 3 лет назад, однако до настоящего времени она не решена. В Москве существует система добровольной сертификации почвенных грунтов, разработаны технологии и построены заводы по производству искусственных почвенных грунтов, способные полностью обеспечить потребности Москвы в качественной продукции. Однако, доля таких грунтов на объектах озеленения в Москве не превышает 30%, поскольку невозможно добросовестным производителям конкурировать с дешевыми торфопесчаными смесями и, так называемыми «растительными грунтами», срезанными с сельхозугодий без всякой проверки на безопасность. Способствовать решению этой проблемы поможет распоряжение Правительства Москвы от 2.10.2007г. № 2185 «Об организации производства и поставок почвогрунтов в г.Москве, а также новые дополнения к Постановлению Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП «О повышении качества почвогрунтов в городе Москве», позволяющие городу осуществлять централизованные закупки качественных грунтов через Управляющую компанию путем размещения городского заказа.
Аналогичную схему считаем возможным применить к решению задач по улучшению ситуации на рынке производства посадочного материала. Долгосрочная программа по инвестициям и внедрению новых технологий в развитие питомнических хозяйств позволит добиться производства отечественного посадочного материала европейского качества при более низких отпускных ценах.
Мы считаем, что имеющиеся в распоряжении Ассоциация «Зеленый парк» большой опыт практической работы в разных областях озеленительного процесса позволит реализовать потенциальные возможности в достижении основных уставных целей и задач:
  • координации деятельности правительственных структур, предприятий различных форм собственности, научных и образовательных учреждений по развитию качественного и конкурентноспособного рынка услуг в сфере благоустройства и озеленения,
  • законодательной инициативе в сфере озеленения (экспертизе проектов законов, ревизии существующих нормативно-правовых актов, участии в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности Ассоциации),
  • повышении качества озеленительных работ, улучшении качества посадочного материала, растительных грунтов за счет ужесточения внутреннего контроля и реализации программных документов
  • разработке и внедрении новых технологий, стандартов, правил и нормативов
  • сертификации организаций, входящих в Ассоциацию,
  • юридической поддержке и защите интересов членов Ассоциации на различных уровнях государственного управления,

  • развитии предприятий озеленительного комплекса,
  • профессиональном обучении и аттестации работников организаций озеленительного комплекса.

Одной из первостепенных задач является усиление контроля за качеством выполняемых работ по всей технологической цепочке от проектирования до сдачи готового объекта. Ассоциация должна выступить гарантом качества работ всех её членов.
Для осуществления таких гарантий в структуре Ассоциации организовывается работа секций по основным направлениям деятельности озеленительного комплекса:
  • научно-методическое обеспечение и проектирование, учебно-образовательная деятельность, экспертно-консультационный центр
  • производство почвогрунтов
  • производство посадочного материала
  • производство озеленительных работ
  • производство малых архитектурных форм

Организации, участвующие в работе секций и вошедшие в Ассоциацию представлены на нашем стенде на выставке «Ландшафтная индустрия».
В настоящее время Ассоциацией проделана большая работа по изменению статуса Ассоциации, повышению ее авторитета:
  • возобновлена работа Дирекции Ассоциации, являющейся основным движителем проводимых реформ и изменений внутри Ассоциации;
  • приняты в состав Ассоциации новые члены (общее количество достигло 36);
  • определены руководители секций, имеющие огромный опыт работы в озеленении Москвы, других городов и авторитет среди коллег и руководителей органов государственного управления;
  • определены основные направления и задачи по каждой секции.

В ближайшее время нашей Ассоциации предстоит проделать очень важную работу по разработке и утверждению стандартов, положений и других нормативных документов в целях соответствия вступившему в действие с 10.12.07 федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который открывает для Ассоциации новые перспективы и возможности самостоятельного регулирования рынка услуг в озеленении.
Однако, предоставляя Ассоциации большие права, этот закон накладывает на нее и дополнительные обязательства:
  • контроль за соблюдением членами Ассоциации требований стандартов и правил,
  • обеспечение дополнительной имущественной ответственности посредством формирования компенсационного фонда
  • создание системы личного и коллективного страхования.

Отмечу, что членами Ассоциации в настоящее время являются наиболее мощные организации Москвы, силами которых в последние годы выполняется более 80% озеленительных работ капитального характера по Программе озеленительных работ и около 50% эксплуатационных работ по содержанию озелененных территорий. Мы надеемся, что по мере укрепления Ассоциации «Зеленый парк» в наши ряды вольются и другие организации, имеющие хорошую репутацию и опыт работы.
Налаживается тесное взаимодействие с другими объединениями, гильдиями и союзами для решения практических задач по совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию рыночных механизмов, реализации творческих проектов.
Таким образом – рынок озеленительных работ находится в преддверии качественного скачка, который, по нашему мнению, улучшит не только качество жизни москвичей, но и позволит по новому организовать взаимодействие между бизнесом и государством.


© Ассоциация «Зеленый Парк», 2005 - 2017 Изготовление сайта: Wilmark Design   GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада 
На правах рекламы:
Русские ландшафты озеленение дачного участка в СПб.