Ассоциация Зелёный Парк Ассоциация Зелёный Парк
 
 
 
 
 
 
 

Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом за них наказывать.
Т. Джефферсон       


Технологии » Публикации

ДОКЛАД ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОЗЕЛЕНИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА "ЗЕЛЁНЫЙ ПАРК" В.А.ХАТУНЦЕВОЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКОРЕАЛ-2007»

Освещаемые вопросы:

  • Статистические данные по объектам озеленения города.
  • Программа озеленительных работ.
  • Качество зеленого строительства
  • Заключение и выводы.


1. Статистические данные по объектам озеленения города

На территории города расположены 581 объект озеленения городского значения I категории и более 3000 объектов озеленения районного и префектурного значения II категории.
На озеленительных работах в городе занято более 100 организаций, выполняющих городской заказ и около 300, работающих по частным заказам. В основной массе озеленительных организаций - частные предприятия, обслуживающие около 85% объектов озеленения. Стаж работы большинства частных озеленительных предприятий на территории города составляет 5 и более лет.
Для осуществления технологического процесса по созданию и содержанию зеленых насаждений Правительством Москвы утверждены нормативные документы (более 40), в том числе – «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», Регламенты содержания объектов озеленения 1 и 2 категорий. До 2007 года существовала действенная система государственного контроля за технологией озеленительных работ и содержанием зеленых насаждений, предусматривавшая:
  • содержание объектов озеленения общего и ограниченного пользования, специального назначения;
  • обоснованность вырубки зеленых насаждений на контролируемых объектах;
  • соблюдение технологических операций и установленных требований при организации и проведении зеленого строительства;
  • качество почвогрунтов по агрохимическим показателям и содержанию хлоридов в почве;
  • качество используемого посадочного материала при проведении озеленительных работ, в том числе в питомниках, поставляющих посадочный материал по городскому заказу;
  • соблюдение юридическими лицами утвержденных "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Москве" и других нормативных документов.


2. Программа озеленительных работ

Правительством Москвы ежегодно утверждается Программа озеленительных работ. С 2006г. для обеспечения грамотного планирования и организации озеленительных работ городскими службами она разработана как перспективная среднесрочная на 5 лет.
Программой предусматриваются озеленительные работы по 4 направлениям капитальных работ:
  • создание новых объектов озеленения,
  • реставрация памятников садово-паркового искусства,
  • реконструкция объектов озеленения вдоль магистралей,
  • ремонт и реконструкция объектов общего пользования.


Кроме того, в программу включена посадка деревьев и кустарников на существующих объектах (по утвержденному адресному списку), цветочное оформление города (плоскостное и вертикальное) согласно планам префектур.
Однако, как показала практика последних лет, эта программа не выполняется.
Анализ причин несвоевременного выполнения озеленительных работ выявил следующие основные причины: 1. Несогласованность действий городских служб (заказчиков, держателей подземных коммуникаций, АПУ и пр.) при подборе объектов проведения озеленительных работ:
  • в адресный перечень объектов включаются территории без подготовленного проекта посадки деревьев или кустарников, что приводит к невозможности высадки заявленного количества деревьев и кустарников из-за наличия подземных коммуникаций, существующих насаждений или проекта застройки территории. Наибольшее количество таких случаев в ЮЗАО (Нахимовский, Ломоносовский просп. и др.). А так же в САО (долина реки Лихоборки).
  • проведение плановых земляных работ (разрытия, текущий и капитальный ремонт подземных коммуникаций) на объектах капитального ремонта или реконструкции по завершению озеленительных работ. Например, на Аминьевском ш. (ЗАО) после капитального ремонта газонов проводится ремонт теплотрассы, в сквере Исаковского-Катукова (СЗАО) одновременно с началом озеленительных работ начаты работы по капитальному ремонту теплотрассы.
2. Невыполнение регламентных сроков согласования разрешительной документации (порубочных билетов, согласований и проектов и т.д.). Например, на объекте «Долина реки Сходня» (СЗАО) - Департаментом природопользования и охраны окружающей среды более 2 месяцев не оформлялись порубочные билеты на расчистку территорий от поросли, валежника, удаление аварийных и сухостойных деревьев, что не позволило своевременно начать посадочные работы. По причине длительного процесса согласования проектов с опозданием проведены работы на объектах ЮЗАО: сквер на Каховке 9-13, Ломоносовском и Балаклавском просп. и т.д.

3. Качество зеленого строительства

Для качественного выполнения зеленого строительства необходимы несколько факторов:
  • Качественный проект
  • Качественный посадочный материал, семена
  • Качественный растительный грунт
  • Соблюдение технологии зеленого строительства



Качество проектной документации, допускаемой к реализации на территории города, в большинстве случаев, мягко говоря, «желает лучшего». На мой взгляд это происходит от бесконтрольности процесса. В последние годы к проектированию на городских объектах озеленения допускаются организации, не имеющие необходимого опыта работы. Происходит это в том числе по причине упрощенного отбора в ходе тендерного конкурса – дал наибольшее снижение – и победил. Творческие и профессиональные возможности организаторами тендеров не учитываются.
Качество используемого посадочного материала, как показали проверки, в целом соответствует ГОСТам. Единичные саженцы, не отвечавшие требованиям ГОСТ (менее 2% от проверенных) заменены подрядными организациями после проверок государственных контрольных органов.
Проверка качества посадочного материала в 4 питомниках, производящих его на продажу для выполнения городской программы озеленения: ГУП «Мосзеленхоз» (Калининградский СДС, Рузский СДС, Московский СДС) и ООО "Русские газоны", показала, что во всех проверенных питомниках нет достаточного количества саженцев 3-4 группы, не проведена отбраковка некачественного и нестандартного посадочного материала, имеющего заболевания, повреждения, неразвитую крону и т.д.
Качество растительных грунтов за последние годы улучшилось, однако, существующая система сертификации Московского экологического регистра не позволяет сколько-либо серьезно улучшить эти показатели. Имеется надежда, что ситуация изменится при реализации распоряжения Правительства Москвы от 02.10.2007 № 2185-РП «Об организации производства и поставок почвогрунтов в городе Москве» и в связи с выходом Закона города Москвы «О городских почвах».


Вывод: применение научно обоснованных лабораторных методов контроля позволило выявлять применение некачественных, бедных, почвогрунтов. Усиление административного воздействия в этом направлении привело к резкому росту доли качественных грунтов, используемых для озеленения городских территорий.
Однако применяемая нормативная база по качеству почвогрунтов и система сертификации не позволяют и дальше увеличивать долю качественных грунтов. По нашему мнению, даже увеличение штрафных санкций, предусмотренное новой редакцией 32-го Закона г. Москвы «Об экологическом контроле» не даст необходимого результата без изменения существующей системы сертификации.

4. Заключение и выводы

В настоящее время сложившаяся система государственного контроля в области озеленительных работ разрушена. В этих условиях на плечи профессионалов ложится ответственность по повышению качества выполняемых работ: на объединения ландшафтных архитекторов – по качеству проектной документации, на Ассоциацию озеленителей – за соблюдение технологического процесса и качество используемых материалов. Такую возможность нам предоставил недавно вышедший закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Думаю, что тесное взаимодействие профессионалов позволит решить большинство проблем, что послужит на благо родному городу.
Вместе нам предстоит решить серьезные проблемы, среди которых необходимо отметить наиболее важные:
  • Низкая оснащенность профессиональными кадрами, специалистами-озеленителями подрядных организаций, выполняющих городской заказ, служб заказчиков, оплачивающих озеленительные работы.
  • Низкое качество проектной документации на реконструкцию, ремонт и новое строительство объектов озеленения. Данный вид работ (проектирование) практически никак не регламентируется и не контролируется.
  • Отсутствие единой городской политики реконструкции старых насаждений, особенно на дворовых и закрытых территориях, в районах сложившейся застройки.
  • Отсутствие городской программы борьбы с заболеваниями растений, в том числе – наиболее пагубной – графиозом. Что приводит к ежегодной вырубке нескольких тысяч деревьев наиболее ценных пород (вязы, ильмы и пр.)
  • Отсутствие нормативов на оснащенность специальной техникой, средствами малой механизации и специальным ручным инструментом. Это особенно сильно сказывается при проведении конкурсных торгов на обслуживание и содержание объектов озеленения. В настоящее время определяющим фактором является экономический (тендерное снижение), в результате чего на городские объекты попадают организации-однодневки не имеющие достаточного количества не только инструмента и техники, но и рабочих и специалистов.

Надеюсь, что общими усилиями совместно с городскими службами нам удастся решить эти проблемы, что позволит сделать нашу Москву еще краше и зеленее.
Спасибо вам за внимание.


© Ассоциация «Зеленый Парк», 2005 - 2017 Изготовление сайта: Wilmark Design   GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада