Ассоциация Зелёный Парк Ассоциация Зелёный Парк
 
 
 
 
 
 
 



Технологии » Публикации

ЛАРИСА СОКОЛЬНИКОВА САМООРГАНИЗАЦИЯ. КТО ПРОТИВ?

СРОС — дело добровольное?
«История вопроса о саморегулировании в нашей стране насчитывает уже годы. Первый законопроект о саморегулировании пролежал без движения на полках Госдумы более четырех лет, — отмечает исполнительный директор Союза строителей Сибири Виктор Брацун. — Ни быстротечность времени, ни форсированное законотворчество в других областях не ускорили принятие этого закона. Идея перехода к саморегулированию вызвана, во-первых, необходимостью повысить ответственность бизнеса перед потребителем его продукции и услуг, во-вторых, возможностью дебюрократизации за счет упразднения лицензирующих органов, и в-третьих, стимулированием развития рынка за счет формирования реальной конкурентной среды».
В настоящий момент введение саморегулирования в строительстве — более чем необходимый шаг. Все инструменты регулирования рынка сегодня в руках у государства. Но так рынок не развивается. Нужно вовлечь бизнес в формирование «правил игры».
Главная задача создания саморегулируемых организаций состоит в том, чтобы подвигнуть деловое сообщество к самоконтролю, т. е. разработать правила и стандарты предпринимательской деятельности, способные не только повысить ответственность бизнеса перед потребителем, но и умножить взаимную ответственность внутри делового сообщества, а также освободить государство от избыточных функций контроля.
Преимущество введения саморегулируемых организаций строителей (СРОС), по мнению исполнительного директора Союза строителей Сибири, «состоит в том, что появляется реальная возможность избавиться от неэффективного лицензирования, когда любой может получить лицензию за деньги, т. е. купить ее. Саморегулирование поможет преодолеть инфантилизм бизнеса, который выражается в том, что он, бизнес, работает в рынке, а за результаты его труда отвечает государство.
Но государственное участие и контроль над строительным бизнесом никто не отменяет. За государством остаются обязательное нормирование (технические регламенты и стандарты), контроль (экспертиза проектов) и государственный строительный надзор», — говорит Виктор Брацун.
Юрисконсульт некоммерческого партнерства «Союз строителей Хакасии» Алена Шумакова отметила, что «главное преимущество саморегулирования в строительстве заключается в том, что СРОС будет осуществлять не формальный, а реальный контроль над деятельностью строительных организаций — своих членов. И при этом не только контролировать, но и применять к строительным организациям, нарушающим строительные правила и нормы, меры дисциплинарного воздействия — от предупреждения и вынесения предписания об устранении выявленных нарушений до исключения такой строительной организации из своих рядов». По закону ни одна СРОС уже не примет исключенную организацию в течение пяти лет, а ее руководитель, главный инженер, главбух в течение всего этого срока не смогут занимать соответствующую должность.
«При выдаче свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, СРОС будет проводить тщательный отбор соискателей в члены организации с целью не допустить на строительный рынок недобросовестных строителей, что позволит значительно уменьшить строительные риски или избежать их вообще, улучшить качество предоставляемых услуг. В случае причинения вреда третьим лицам возникает механизм возмещения причиненного членом СРОС ущерба, как через давление со стороны самой СРО, так и путем возмещения ущерба за счет компенсационного фонда», — рассказала Шумакова.
Отвечая на вопрос, будет ли закон содействовать укрупнению строительных организаций, Виктор Брацун сказал следующее: «Напрямую нет, но когда появятся бренды из числа СРОС, то многие наверняка захотят к ним присоединиться. Желание состоять в известном клубе вполне естественно».
Эксперт отмечает, что просьбы деловой общественности к законодателям о сохранении при переходе на саморегулирование организационного единства изыскателей, проектировщиков и строителей как участников единого строительного процесса, к сожалению, не были услышаны. Теперь каждому из названных участников строительной отрасли надлежит состоять в своей, профильной саморегулируемой организации.
«Новый закон искусственно разделяет строительный комплекс на части. Нетрудно предвидеть последствия такой дележки. «Пограничные« конфликты и коллективный эгоцентризм участников единого процесса создания строительной продукции дадут о себе знать немедленно. Ведь для потребителя строительной продукции (например, покупателя квартиры) нет такого товара, как изыскания или проектная документация; есть товар в виде готовой квартиры, и все претензии покупатель обращает к производителю этого товара. А как доказать покупателю, что брак или низкое качество — это вина изыскателя или проектировщика? Будь все участники в одной саморегулируемой организации, разобраться и найти виноватых было бы проще», — акцентирует Виктор Брацун.
Алена Шумакова обращает внимание на то, что, с одной стороны, «законодательством не предусмотрено принудительное вхождение в СРОС. Но с другой — закон гласит, что осуществлять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к этим видам работ, выданное саморегулируемой организацией. Иные виды работ, не входящие в перечень оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (отделка помещений, благоустройство и др.), могут выполнять любые индивидуальные предприниматели и юридические лица, не являющиеся членами СРОС».

ФЛЦ дышит на ладан

Кому мешает закон о саморегулируемых организациях? Тому, кому грозит упразднение — органам лицензирования. За переходный период в полтора года должны быть сформированы национальные СРОС, а также все органы управления, отработаны все процедуры допуска компаний на рынок. Действие строительных лицензий сохраняется законом до 1 января 2010 года, а выдаваться они будут до 1 января 2009 года. С 1 января 2009 года основанием для выхода на рынок могут служить как лицензия, так и допуск СРОС.
«Причина создания саморегулируемых организаций в строительстве — это реализация общей идеи ухода от государственного регулирования, — отметила директор компании RID Analytics Елена Ермолаева. — Дискуссия об отмене лицензирования идет очень давно. Ее противники утверждают, что отмена приведет к снижению качества проектирования и строительства, а также нарушению строительных технологий.
Сторонники отмены говорят о высокой коррупции в области выдачи разрешений, а также о необходимости независимой экспертизы и страхования, что позволит как раз не снизить, а повысить качество строительства — но не государственным регулированием, а рыночными методами.
В соответствии с законом лицензирование (сертификация) строительных компаний останется, но оно будет прерогативой не государства, а самого строительного сообщества. Именно члены СРОС выработают процедуру лицензирования, квалификационные требования к соискателям и т. д. Так что истинные сторонники лицензирования могут спать спокойно: лицензия от них никуда не денется. Другое дело, что не останется государственного лицензирования, равно как и государственного органа, осуществляющего этот процесс».
Надо отметить, что Федеральный лицензионный центр и его отделения на местах последние полгода рассылают коллективные письма в поддержку лицензирования. При этом количество выдаваемых в неделю лицензий в ФЛЦ после принятия закона увеличилось в несколько раз.

А как хорошо все начиналось

Генеральный директор строительной компании «Атон» Александр Крымко рассказал о том, что 29 июля текущего года в одном из федеральных изданий было опубликовано открытое письмо президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву от новосибирских строителей. Этот документ подписан президентом Ассоциации строителей и инвесторов г. Новосибирска и Новосибирской области Константином Боковым, председателем cовета директоров компании «НовосибирскСтройМастер» Верой Коноваловой, генеральным директором компании «Союз–10» Александром Михайловым, генеральным директором компании «Новосибирскжилстрой-2» Виктором Урванцевым и другими представителями строительного сообщества региона (всего 35 компаний). В своем обращении к главе государства руководители строительных компаний отметили, что Федеральный закон 315–ФЗ «О саморегулируемых организациях», введенный в действие 1 декабря 2007 года, был позитивно принят деловым сообществом и стал базой для подготовки учредительных документов саморегулируемых строительных организаций. Однако принятый 2 июля 2008 г. Государственной думой РФ «отраслевой» закон 148–ФЗ о саморегулировании в строительстве в форме внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ радикально изменил не только дух и букву закона 315–ФЗ, но и содержание саморегулирования. Предусмотренная законом 315–ФЗ самостоятельная и инициативная деятельность СРОС, содержанием которой определены разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности и контроль за соблюдением этих стандартов и правил ее членами со стороны саморегулируемой организации (ст. 2. 315–ФЗ), заменена в новом законе «…требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства…». Вместо механизма повышения ответственности бизнеса путем принятия стандартов и правил предпринимательской деятельности, контроля за их исполнением и введения дополнительной имущественной ответственности вводится худшая копия государственного лицензирования.
Поскольку перечень видов работ, которые влияют на безопасность объектов строительства, опять должен определяться правительством РФ, а для контроля создается новая государственная структура.
В рамках отдельных регионов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей) отраслевой закон вообще не может быть реализован. Причина — высокая планка требований закона, как по числу членов саморегулируемой организации строителей (не менее 100), так и по доле каждого из членов в компенсационном фонде — 1 млн рублей. «Вызывает удивление и тот факт, что, несмотря на отрицательное заключение по отраслевому законопроекту со стороны комитета по собственности Госдумы РФ, делового строительного сообщества и президента РФ, закон тем не менее принят», — отмечает Александр Крымко.
По мнению Алены Шумаковой, «перевод строительного комплекса на саморегулирование по вступившему в законную силу федеральному закону № 148–ФЗ от 22.07.2008 года может привести к крушению строительного комплекса по двум причинам. Во-первых, все публичные выступления — как бывшего президента РФ Владимира Путина, так и нынешнего Дмитрия Медведева — сводились к тому, что необходимо развивать бизнес мелких предпринимателей, а в итоге закон № 148–ФЗ привел к тому, что размер компенсационного фонда, даже для крупных строительных организаций, может оказаться непомерным. Это в свою очередь приведет к тому, что более чем 50% строительных организаций окажется за бортом строительной деятельности. Во-вторых, прием в члены СРО в большей степени повторяет порядок получения лицензии».
Пока от инициативных групп на местах — региональных cоюзов строителей, на базе которых в ближайшее время и будут создаваться СРОС, — постоянно поступают поправки к тексту закона. Какие именно будут внесены в закон в ходе весенней сессии 2009 года, станет понятно после первых 5–6 месяцев работы закона.
Газета «Континент Сибирь», 19 сентября 2008 г.


© Ассоциация «Зеленый Парк», 2005 - 2017 Изготовление сайта: Wilmark Design   GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада